Миллиардер в кубе: как основатель Minecraft вытянул $2,5 млрд из Microsoft

Миллиардер в кубе: как основатель Minecraft вытянул $2,5 млрд из Microsoft

699
ПОДЕЛИТЬСЯ

В Стокгольме пн, семь вечера. Маркус Перссон сидит на балконе собственного офиса, потягивая Red Bull c водкой — коктейль, который быстро валит человека с ног. Три часа назад он клялся, что не будет сейчас пить, поскольку не далее как в четверг он влил в себя 12 порций алкоголя, пытаясь совладать с инфекцией в ухе. Тем не менее он щедро разливает по рюмкам водку Belvedere, и мы смотрим, как люди, работающие в многоэтажных офисных центрах по соседству, неустанно стучат по своим клавиатурам.

«Он смотрится озабоченным», — говорит Перссон, указывая на человека в здании напротив, который беспомощно трет лицо, уставившись в компьютерный экран. Перссон следит за офисным работником еще несколько секунд, затем это ему надоедает и его внимание переключается на нас. В последние пять лет огромную часть времени этот 35-летний швед провел, как человек в окне напротив: он пребывал в неизменном напряжении из-за своего детища, Minecraft — самой продаваемой игры за всю историю компьютерных игр. Но слова «игра» явно недостаточно, чтобы обрисовать суть этого явления. Minecraft, количество скачиваний которой перевалило за 100 млн и продолжает расти, перевоплотился в площадку для самовыражения людей. Игроки стартуют в пустом виртуальном пространстве, где могут применять кирпичи и блоки, напоминающие конструктор Lego (которые можно «добывать» — mine), для сотворения чего угодно с одним важным условием: другие игроки тоже сумеют взаимодействовать с созданными ими объектами. Большинство игроков — малыши, которые строят простые дома или деревни, а затем устраивают в их вечеринки или прячутся от грабителей-зомби.

 

Но взрослые, которые по-истинному погружаются в эту игру, проводят сотни часов, создавая полномасштабные модели «Звезды погибели», Эмпайр-стейт-билдинга или городов из «Игры престолов».

Слово «Minecraft» в Google набирают почаще, чем «Библия», «Гарри Поттер» и «Джастин Бибер».

И эта игра принесла с момента сотворения более $700 млн выручки, большая часть которой — незапятнанная прибыль. 

«Ее нельзя сравнивать с другими популярными играми, — говорит Йен Богост, доктор Технологического института Джорджии, изучающий видеоигры. — Она стоит в одном ряду с популярными явлениями наиболее крупного масштаба. Minecraft — это по сути Lego сегодняшнего поколения».

В этом виртуальном мире Перссон, а поточнее его интернет-персонаж, горластый чудак Нотч со шапкой на голове, стал для миллионов геймеров богоподобной фигурой, устанавливающей и разъясняющей правила игры с авторитетностью Зевса. В жизни Перссон меньше всего похож на уверенного в себе экстраверта. В личном общении он вежлив, откровенен и скрытен (c прессой он встречается изредка). Ожидания и требования фанатов игры, которые ждут от Нотча, что он будет развивать собственный виртуальный мир, превратили его в застенчивого чудака.

Поэтому три месяца назад Перссон спихнул с себя все это, завершив продажу Minecraft компании Microsoft за $2,5 миллиардов наличными. 71% акций в стоящей за Minecraft компании Mojang превратили его в новейшего и очень яркого участника всемирного списка миллиардеров Forbes. И сейчас человеку, которому осталось прожить еще более половины жизни, создателю целой вселенной, эмблемой которой стал его собственный персонаж, человеку, на которого обрушился яростный гнев общества, когда он решил его покинуть, предстоит выяснить, кто же он таковой на самом деле.

Результаты пока не впечатляют: его деяния напоминают охоту собаки на проезжающие автомобили. Решив приобрести дом в Беверли-Хиллз, Перссон выложил $70 млн за дом площадью более 2000 кв. м — самый дорогой дом в этом элитном районе за всю его историю.

Он известен как человек, просаживающий наиболее $180 000 за раз в ночных клубах Лас-Вегаса.

Совместно с Джейкобом Порсером, другим основателем Mojang, он основал новейшую компанию Rubberbrain на случай, если они придумают какую-нибудь новейшую игру, но пока не может сосредоточиться на чем бы то ни было.

Minecraft в цифрах

 

18 844 280 человек приобрели версию игры для PC/Mac

135 663 человек играют в течение суток

34 907 серверов разрешают играть в Minecraft онлайн

18,8% из них приходятся на Россию

Источник: Minecraft-statistic.net, данные на 11 марта 2015 года

 

Этот разговор с Forbes — единственное интервью Перссона, в котором он ведает о сделке по продаже Minecraft и о том, что за ней последовало. Оказалось, что основным результатом свалившегося на него неожиданного богатства стал тяжкий самоанализ. И единственное, в чем он совершенно уверен, это то, что он верно сделал, расставшись с Minecraft. Объясняя свое решение, Перссон приводит изречение, приписываемое Леонардо да Винчи: «Произведение искусства нельзя окончить, а можно только бросить».

Шведские игры

Головокружительная сага Minecraft началась в небольшом шведском городке Эдсбин, насчитывающем 4000 жителей и расположенном посреди обширных лесов между Стокгольмом и полярным кругом. Пока остальные дети играли в футбол летом или в местный вид хоккея с мячом в зимнюю пору, интроверт Перссон часами напролет возился с конструктором Lego. Его отец, жд рабочий, притащил в дом настольный компьютер Commodore 128, когда Перссону было семь лет. К восьми годам его усердный отпрыск уже написал свою первую компьютерную программу.

Перссон отлично учился, но после того как его семья переехала в Стокгольм, когда он был во втором классе, он стал считать школьную жизнь трудной. Не умея с легкостью заводить новейших друзей, он все больше времени проводил дома за компом, который предлагал развлечения вроде 8-битной головоломки Boulder Dash либо ролевой игры The Bard’s Tale. В книге «Minecraft: неправдоподобная история Маркуса «Нотча» Перссона» его мама Ритва вспоминает, как ее сын притворялся, что мучается от болей в желудке, чтобы не ходить в школу, и часами посиживал перед компьютером. 

Юный Перссон стал находить еще больше утешения в компе после того, как распалась его семья. Родители развелись, когда ему было 12.

Отец злоупотреблял алкоголем и подсел на амфетамины.

Младшая сестра тоже начала экспериментировать с наркотиками и в конце концов удрала из дома.

Сам Перссон так и не окончил среднюю школу. Его мама, медсестра, работавшая по ночам в местной больнице, заставила его записаться на онлайн-курсы программирования. Это было мудрое вложение средств. Дав волю собственной детской страсти, он принялся печь игры как блины и в 2004 году в возрасте 24 лет оказался в компании Midasplayer, которая позже под именем King.com выпустила популярную игру Candy Crush.

Там он сдружился с Джейкобом Порсером, столь же замкнутым молодым разработчиком. «Это было хорошее место для старта, — вспоминает Порсер. — мы выпускали маленькие игры на Flash, и можно было практически в одиночку сделать всю игру, не считая графики». Они начали писать сценарии собственных игр, некие из которых снискали славу на независимых игровых веб-сайтах. Их боссам это не нравилось. «Мы ощущали, что нельзя допускать, чтобы кто-то работал на нас и в то же время создавал свою компанию», — говорит Ларс Маркгрен, один из основоположников Midasplayer, который нанял Перссона.

В 2009 году Перссон ушел из Midasplayer в Jalbum, сетевой сервис по обмену фото, руководству которого было безразлично, чем программист занимался по совместительству. Скоро он начал посвящать все свободное время странному проекту, где игроки собирали ресурсы, такие как камень либо дерево, используя их для создания разных вещей, от топоров и лопат до домов и городов. Перссон именовал свое творение Minecraft и в мае 2009 года залил его как незаконченную програмку на независимый игровой портал TIGSource. В игре было много новейших технических решений, но документация почти отсутствовала, и первые игроки были обязаны сформировать сообщество, чтобы вместе выяснить, как в это играться. 

Страницы123
www.forbes.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.